среда, 17 декабря 2008 г.

Поместный Собор и Местоблюститель Кирилл

Пара блестящих текстов на злободневные темы.

Несколько слов о грядущем Поместном Соборе
В преддверье наступающего избрания Предстоятеля Русской Церкви в интернет-обсуждениях все чаще возникает вопрос о легитимности избрания Патриарха, в согласии с ныне действующим Уставом РПЦ. Некоторые требуют обязательного жребия, другие говорят о необходимости прислушиваться к сновидениям, третьи требуют присутствия представителей той или иной группировки. Отсутствие одного или другого признака служит в глазах этих публицистов знаком заведомой нелегитимности будущего Предстоятеля. На самом деле, мне кажется, что перед нами просто попытка заранее обосновать собственный грех раскола, чтобы под предлогом "незаконности Патриарха" иметь себе извинение во грехе. Эти публицисты просто чувствуют себя неуютно в реальной Церкви и "ищут удобного времени, чтобы предать" Ее.
Прекрасное определение! Да, раскольники ищут оправдание для раскола, и только. Но оправданы они не будут, и услышат: "Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие".

Ещё прекрасный текст - Другого Митрополита Кирилла у нас нет
Почему я выбираю кандидатуру Митрополита Кирилла? По очень простой и не очень веселой причине – потому что я вообще не вижу никакой возможной альтернативы этому имени.
Я люблю выбирать, сам процесс судьбоносного выбора – мучителен, но это приятное мучение. Здесь же у меня нет выбора, и это ни в коем случае не упрек хоть кому-нибудь из архиереев, это просто констатация факта. Если кто-то не может быть Патриархом, то в этом его невозможно упрекать – ведь никто к этому не обязывает.
Священник должен быть хорошим священником, но он не обязан быть хорошим дипломатом или администратором – епископ должен быть хорошим епископом, но он не обязан быть хорошим Патриархом. Но когда появляется фигура, явно способная к этому, то и выбора не остается.
И вот здесь от “негативной” причины этого выбора я перехожу к “позитивной” причине, которая заключается в том, что сами понятия церковной активности и “линии Митрополита Кирилла” в сегодняшней РПЦ МП фактически стали синонимами. В этом смысле преимущество Митрополита Кирилла заключается в том, что у нас нет другого Митрополита Кирилла. Кто-то скажет, что это связано с его должностью главы ОВЦС, но проблема как раз в том, что занимать должность и ей соответствовать – вещи совершенно разные. Можно возглавлять ОВЦС и не делать ничего, а можно возглавлять ОВЦС и нести Православие в Парагвай и ЮАР, хотя тебя об этом никто не просит. Точно также никто не просит ежегодно созывать Всемирный Русский Народный Собор, инициировать такие масштабные документы как “Основы социальной концепции РПЦ” или “Декларацию о правах и достоинстве человека РПЦ”, регулярно вести проповеди на Первом канале, выступать на конкуре “Имя России” в защиту св.Александра Невского и т.д. Именно поэтому Митрополит Кирилл – узнаваем и внятен огромной части народа, в том числе совершенно стороннего Церкви, в то время как имена иных архиереев знают только те, кто специально интересуется церковной жизнью.
Поэтому дело вообще не в идеологических предпочтениях – о какой “идеологии” можно говорить, когда речь идет хотя бы о самой возможности вести идеологическую дискуссию? Именно Митрополит Кирилл создал тот необходимый формат отношений Церкви и мира, в котором человек любых убеждений может быть услышан церковными властями и почувствовать свое участие в решении церковных вопросов. И об этом знают все, кто с любых позиций пытался сотрудничать с церковной иерархией последние годы. Поэтому сегодня за Митрополита Кирилла выступают далеко не только те, кому нужна сильная Церковь, а все те, кто вообще хочет видеть в этой Церкви способность вести диалог и обсуждать любые проблемы на современном языке, а не имитировать высокое благочестие унылым бездействием и глубокое смирение банальным безмыслием. И другого Митрополита Кирилла у нас нет.

воскресенье, 14 декабря 2008 г.

9 дней

Минуло 9 дней, как отошёл к Господу Святейший Патриарх Алексий II - Царство ему Небесное и мир его праху.

Хочется ещё раз вспомнить замечательную надгробную речь Патриаршего Местоблюстителя митрополита Кирилла:

Мы проводим в путь всея земли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Когда хоронят человека, обычно, вспоминая жизнь, говорят о хорошем. Когда я подумал, что же мне следует сказать хорошего о Святейшем, то почувствовал некую неуверенность, потому что вся его жизнь была наполнена добрыми делами. А в добрых делах открывается нам Бог. Когда мы делаем доброе дело – это Бог творит нашими руками. Когда мы делаем дурное дело – это диавол работает вместе с нами.

Святейший сотворил множество добрых дел и, может быть, сейчас надо сказать о самом главном – о том, что непременно войдет в историю. Святейший принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений; он принял Церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она была в изоляции. Подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую Церковь.

Это больше не немощная, не слабая Церковь. У нас больше не дрожат руки и ноги, потому что Церковь вместе со своим народом. Потому что духовное проросло сквозь материальное. Потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды. Святейший понимал, что Русская Православная Церковь – единственная, кто сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси.

Святейший всегда с уважением относился к суверенитету государств, возникших на пространстве исторической Руси. Он понимал, что эти разделения не могут разделить единую систему ценностей, которые возникли с опорой на Православие и впитали в себя исторический опыт многонационального народа. Святейший понимал, что эти ценности Святой Руси с ее доминантой святости, красоты и чистоты жизни являются мощным столпом современной человеческой цивилизации, и потому он оберегал единство Церкви Святой Руси, несмотря на все вызовы, испытания и трудности. И сегодня мы все вместе – наследники Киевской купели Крещения – окружаем гроб нашего духовного отца и почившего Предстоятеля.

Святейший много положил сил, чтобы появились тысячи и тысячи храмов и монастырей, чтобы возродилась духовная жизнь, чтобы наладился диалог Церкви и общества, той самой Церкви, которая десятилетиями находилась в изоляции и в некоем социальном гетто. Как нелегко было вступить в этот новый диалог и с властью, и с обществом! Как непросто было показать духовную красоту и силу той традиции, которая всех нас воспитала – не только православных, но и людей других религий и конфессий, и людей неверующих, потому что все мы формировались в той системе нравственных ценностей, которую сохранила на протяжении тысячелетия Русская Православная Церковь!

Святейший Патриарх много заботился о том, чтобы сложнейшие процессы, потрясшие жизнь некогда единого Отечества, разъединившие его на суверенные государства, не разрушили народную жизнь. Именно поэтому он даже в самые сложные моменты политической конфронтации призывал к единству, к согласию, к миру. И как многие не понимали этих призывов! Одни снисходительно улыбались, другие говорили об отсталости Церкви, у которой нет другого – современного – языка. Но он говорил языком вечности. Он понимал, что только любовью можно объединить людей, что никакие конфликты в конце концов не решают главной задачи – созидания единства и согласия. Этот опыт любви он почерпнул не со стороны – это исходило из его жизни. Он внутри имел этот опыт, и те, кто трудился рядом с ним, знали, что он старался всегда любовью, миром, спокойствием соединять людей.

А если задать сложный, но очень важный в данном случае вопрос: а что означает любовь? А как можно любить дальнего человека? Как можно любить врага? Как можно любить того, кто очень далек от тебя, того, кого ты не знаешь? Человеческий разум цепенеет перед этим вопросом и не может найти логического ответа. Но есть один ответ – это Господь наш Иисус Христос. Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и человеческом могуществе. Он пришел слабым и беззащитным и сказал, что любовью человек спасается. И Он показал, что это означает – Он ради любви взошел на Крест и отдал Самого Себя. Тайна человеческой любви – в способности отдавать себя людям.

Честно исполняя свой долг, выходя за рамки служебных предписаний, не считаясь со временем и силами, невзирая на здоровье и настроение, невзирая на то, что о тебе говорят и что о тебе пишут, – делать до конца дело, к которому ты призван, отдавать себя и через эту отдачу являть пример любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту отдачу самого себя каждый человек обретает встречный импульс огромной духовной силы, встречное движение, тяготение, которое и формирует единство человеческой семьи, человеческого общества.

Святейший не грозной силой и властью, не ударом посоха о землю формировал это единство Церкви Святой Руси, а через нее – и единство исторической России, при всем уважении к сложившимся политическим реальностям. Он формировал это единство подвигом своего служения. И все мы являемся свидетелями этого.

Сегодня никого не заставишь выйти на улицу, особенно в плохую погоду. Но когда десятки тысяч людей идут, чтобы поклониться великому гробу Предстоятеля Церкви Русской, они идут потому, что им велит сердце. А сердце велит потому, что он людям отдавал свое сердце. Вот в этом – и все христианство, и вся тайна спасения. Если мы отдаем себя, мы принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой солидарности, духовной поддержки, взаимной помощи, единства. И только так можно уберечь семью от распада, мужа и жену – от развода; только так можно сохранить детей вместе с родителями, сохранить трудовые коллективы, общественные организации, общество, страну и – давайте взглянем дальше – всю человеческую цивилизацию. Святейший был человеком не национального, но планетарного масштаба. И свое великое служение он простирал далеко за пределы нашего Отечества.

Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок – нашу искреннюю, сердечную молитву, нашу готовность идти дальше таким же путем, каким шел он, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать власть силой, но открывать наши сердца людям, чтобы в ответ на любовь, по примеру Христа Спасителя, создавалась единственно прочная и реальная связь между людьми; чтобы торжествовала любовь, а вместе с ней – мир, процветание и благополучие.

Царство Небесное Великому Господину и отцу нашему Алексию, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Вечная молитвенная ему память. И ныне совершим заупокойное богослужение. Нас здесь много тысяч, но мы – капля от того народа, который сегодня вместе с нами совершает это заупокойное богослужение. И верим, что этот огненный столп всенародной молитвы достигнет Престола Божия, и Господь преклонит милость Свою к почившему новопреставленному рабу Своему Святейшему Патриарху Алексию. Аминь.

среда, 10 декабря 2008 г.

Городу и Миру

Слово Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградског о Кирилла перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия II



Великая речь, великого человека. Надеюсь и верю, что именно владыка Кирилл будет избран новым Патриархом Московским и Всея Руси.

воскресенье, 7 декабря 2008 г.

Местоблюститель

Избрание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла местоблюстителем патриаршего престола, как мне представляется, практически предрешает и его избрание патриархом на предстоящем поместном соборе. Еще архиерейский собор летом этого года показал, что у главы ОВЦС есть не только популярность в народе и престиж крупного общественного деятеля, но и поддержка епископата РПЦ, видящего в нем реального лидера, способного усилить позиции Церкви. Собственно именно эта поддержка и является главным избирательным ресурсом митрополита Кирилла. Некоторые политконспирологи называли другие кандидатуры, исходя прежде всего из логики, что государство не захочет иметь во главе Церкви настолько сильного и независимого предстоятеля. Но эти оценки, как можно видеть, оказались ошибочными. Во-первых, владыка Кирилл прекрасный дипломат и сможет выстроить отношения с властью на устраивающей обе стороны основе. Во-вторых, сегодня, тем более - в кризисной ситуации, государству объективно нужна сильная церковь, гораздо более сильная, чем сейчас. А в основе "кирилловской" программы лежит именно усиление влияния Церкви в обществе, причем не за счет админресурса, а за счет реального духовного и интеллектуального лидерства, за счет того, что Церковь становится влиятельнейшим общественным институтом. Именно в этой программе и состоит главный интерес кандидатуры митрополита Кирилла.

Конечно, имеются и недовольные этой кандидатурой, как и у всякого крупного деятеля у митр. Кирилла достаточно недоброжелателей и даже врагов. Обычно они так или иначе связаны с консервативными кругами духовенства, которые подозрительно относятся к социальной активности главы ОВЦС. Нашумевшее этим летом дело Диомида было в значительной степени аппаратной атакой на митр. Кирилла и эта атака была им успешно отбита. Но сегодня у этой группы нет сильных лидеров, обладающих сравнимыми возможностями, опытом и харизмой. Те, кто мог бы ее возглавить, еще не находятся так высоко по церковной иерархии. В этих условиях реальной альтернативы митрополиту Кириллу сегодня нет, а его позиции достаточно сильны, чтобы исключить аппаратную альтернативу.
Егор Холмогоров
Источник - Актуальные комментарии

Да, полагаю, что митрополит Кирилл есть наилучший канлидат на пост предстоятеля нашей Церкви. Дай Бог, что бы именно он стал следующим Патриархом. И упокой Господи душу Патриарха предыдущего.

Православная Россия

Россия - православная страна. Православие - это её основа и душа.
Этот блог посвящён новостям сайта ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЯ и их обсуждению.

Кроме того тут я буду иногда писать и о прочих событиях в мире Православия, в-первую очередь русского, и о моих размышлениях по этому поводу.

Христос Воскрес!