воскресенье, 14 декабря 2008 г.

9 дней

Минуло 9 дней, как отошёл к Господу Святейший Патриарх Алексий II - Царство ему Небесное и мир его праху.

Хочется ещё раз вспомнить замечательную надгробную речь Патриаршего Местоблюстителя митрополита Кирилла:

Мы проводим в путь всея земли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Когда хоронят человека, обычно, вспоминая жизнь, говорят о хорошем. Когда я подумал, что же мне следует сказать хорошего о Святейшем, то почувствовал некую неуверенность, потому что вся его жизнь была наполнена добрыми делами. А в добрых делах открывается нам Бог. Когда мы делаем доброе дело – это Бог творит нашими руками. Когда мы делаем дурное дело – это диавол работает вместе с нами.

Святейший сотворил множество добрых дел и, может быть, сейчас надо сказать о самом главном – о том, что непременно войдет в историю. Святейший принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений; он принял Церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она была в изоляции. Подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую Церковь.

Это больше не немощная, не слабая Церковь. У нас больше не дрожат руки и ноги, потому что Церковь вместе со своим народом. Потому что духовное проросло сквозь материальное. Потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды. Святейший понимал, что Русская Православная Церковь – единственная, кто сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси.

Святейший всегда с уважением относился к суверенитету государств, возникших на пространстве исторической Руси. Он понимал, что эти разделения не могут разделить единую систему ценностей, которые возникли с опорой на Православие и впитали в себя исторический опыт многонационального народа. Святейший понимал, что эти ценности Святой Руси с ее доминантой святости, красоты и чистоты жизни являются мощным столпом современной человеческой цивилизации, и потому он оберегал единство Церкви Святой Руси, несмотря на все вызовы, испытания и трудности. И сегодня мы все вместе – наследники Киевской купели Крещения – окружаем гроб нашего духовного отца и почившего Предстоятеля.

Святейший много положил сил, чтобы появились тысячи и тысячи храмов и монастырей, чтобы возродилась духовная жизнь, чтобы наладился диалог Церкви и общества, той самой Церкви, которая десятилетиями находилась в изоляции и в некоем социальном гетто. Как нелегко было вступить в этот новый диалог и с властью, и с обществом! Как непросто было показать духовную красоту и силу той традиции, которая всех нас воспитала – не только православных, но и людей других религий и конфессий, и людей неверующих, потому что все мы формировались в той системе нравственных ценностей, которую сохранила на протяжении тысячелетия Русская Православная Церковь!

Святейший Патриарх много заботился о том, чтобы сложнейшие процессы, потрясшие жизнь некогда единого Отечества, разъединившие его на суверенные государства, не разрушили народную жизнь. Именно поэтому он даже в самые сложные моменты политической конфронтации призывал к единству, к согласию, к миру. И как многие не понимали этих призывов! Одни снисходительно улыбались, другие говорили об отсталости Церкви, у которой нет другого – современного – языка. Но он говорил языком вечности. Он понимал, что только любовью можно объединить людей, что никакие конфликты в конце концов не решают главной задачи – созидания единства и согласия. Этот опыт любви он почерпнул не со стороны – это исходило из его жизни. Он внутри имел этот опыт, и те, кто трудился рядом с ним, знали, что он старался всегда любовью, миром, спокойствием соединять людей.

А если задать сложный, но очень важный в данном случае вопрос: а что означает любовь? А как можно любить дальнего человека? Как можно любить врага? Как можно любить того, кто очень далек от тебя, того, кого ты не знаешь? Человеческий разум цепенеет перед этим вопросом и не может найти логического ответа. Но есть один ответ – это Господь наш Иисус Христос. Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и человеческом могуществе. Он пришел слабым и беззащитным и сказал, что любовью человек спасается. И Он показал, что это означает – Он ради любви взошел на Крест и отдал Самого Себя. Тайна человеческой любви – в способности отдавать себя людям.

Честно исполняя свой долг, выходя за рамки служебных предписаний, не считаясь со временем и силами, невзирая на здоровье и настроение, невзирая на то, что о тебе говорят и что о тебе пишут, – делать до конца дело, к которому ты призван, отдавать себя и через эту отдачу являть пример любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту отдачу самого себя каждый человек обретает встречный импульс огромной духовной силы, встречное движение, тяготение, которое и формирует единство человеческой семьи, человеческого общества.

Святейший не грозной силой и властью, не ударом посоха о землю формировал это единство Церкви Святой Руси, а через нее – и единство исторической России, при всем уважении к сложившимся политическим реальностям. Он формировал это единство подвигом своего служения. И все мы являемся свидетелями этого.

Сегодня никого не заставишь выйти на улицу, особенно в плохую погоду. Но когда десятки тысяч людей идут, чтобы поклониться великому гробу Предстоятеля Церкви Русской, они идут потому, что им велит сердце. А сердце велит потому, что он людям отдавал свое сердце. Вот в этом – и все христианство, и вся тайна спасения. Если мы отдаем себя, мы принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой солидарности, духовной поддержки, взаимной помощи, единства. И только так можно уберечь семью от распада, мужа и жену – от развода; только так можно сохранить детей вместе с родителями, сохранить трудовые коллективы, общественные организации, общество, страну и – давайте взглянем дальше – всю человеческую цивилизацию. Святейший был человеком не национального, но планетарного масштаба. И свое великое служение он простирал далеко за пределы нашего Отечества.

Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок – нашу искреннюю, сердечную молитву, нашу готовность идти дальше таким же путем, каким шел он, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать власть силой, но открывать наши сердца людям, чтобы в ответ на любовь, по примеру Христа Спасителя, создавалась единственно прочная и реальная связь между людьми; чтобы торжествовала любовь, а вместе с ней – мир, процветание и благополучие.

Царство Небесное Великому Господину и отцу нашему Алексию, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Вечная молитвенная ему память. И ныне совершим заупокойное богослужение. Нас здесь много тысяч, но мы – капля от того народа, который сегодня вместе с нами совершает это заупокойное богослужение. И верим, что этот огненный столп всенародной молитвы достигнет Престола Божия, и Господь преклонит милость Свою к почившему новопреставленному рабу Своему Святейшему Патриарху Алексию. Аминь.

1 комментарий:

  1. Вы бы для начала научились слушать с минимальной объективностью, а потом уж позорились бы, публикуя такую глупость. А при изначальной ненависти к человеку (в данном случае к владыке Кириллу) любые слова можно понять до крайности превратно, как Вы и поняли приведённые слова.

    Ведь совершенно очевидно, что владыка говорил о совершенно ином. Посмотрим ещё раз на те слова, которыми Вы размахиваете как, якобы, обвинением владыке:

    « …бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви.

    Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени…»

    Понятно и ежу (но не Вам, конечно), что имелось в виду только то, что Патриарх Алексий возглавлял Церковь ВО ВРЕМЯ тяжкого испытания, и, несмотря на свою немощь, Святейший умер, СУМЕВ ОГРАДИТЬ ЦЕРКОВЬ от трудностей и бед, выпавших на Её долю.

    О правильности этого свидетельствует и последняя фраза: «Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени…», - т.е. уже из способа построения фразы видно, что имеется в виду то, что Патриарх ушел, ИСПОЛНИВ НЕКИЙ ДОЛГ, т.е. «оградив нашу Церковь от этого трудного времени…», т.е. СОВЕРШИЛ НЕКОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

    Всё просто как пареная репа. Владыка Кирилл выказал усопшему Патриарху величайшее почтение за то, что он, больной и немощный, тем не менее, взвалил на себя тяготы Церкви и с честью вывел Церковь из смутных времён.

    Впрочем, для таких как Вы, всё это не впрок. Тот, кто изначально «заточен» видеть в определённых вещах ТОЛЬКО гадости – только их, и будут видеть, в том числе и там, где их в помине нет и не было.

    П.С.
    Впрочем, я надеюсь, что изначальной предубеждённости по отношению к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Кириллу у Вас нет, а Вы просто добросовестно ошиблись. Если так, то Вы незамедлительно в этом признаетесь и уберёте Ваши глупые измышления. И тогда я с радостью извинюсь перед Вами.

    ОтветитьУдалить

Возлюби Господа, и делай, что хочешь.